Чт, 25.04.2024, 02:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Свердловский областной Башкирский Центр

БАШКИРЫ

                                                                                              null
  Башкиры – коренной народ (этнос) Башкортостана, простирающегося по обеим сторонам Уральских гор, там, где встречается Европа с Азией. В прошлом этот полукочевой скотоводческий народ занимал обширную территорию от Волги, на Западе, до сибирской реки Тобол, на востоке, от рек Илек и Яик (современный Урал), на юге, до рек Кама и Сылва на севере. В результате насильственного отторжения башкирских земель при царизме, неоднократных изменений традиционных границ проживания в пользу соседних территорий с небашкирским населением страна башкир уменьшилась и ныне ее площадь составляет лишь 143,6 тыс. кв. км.
  Общая численность башкир в 1989 г. составляла 1,5 млн. чел., в том числе 1,3 млн. в России; 863,8 тыс. из них жили на этнической родине – Башкортостане. За пределами Башкортостана они проживают в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской, Самарской областях, Татарстане, Казахстане, Средней Азии и др.
  Язык башкир – старописьменный, он входит в тюркскую группу алтайской семьи языков. Значительная часть башкир говорит так же на татарском и русском языках.
Верующие башкиры исповедуют ислам. |Минарет | 
  Древние корни башкир уходят в Центральную и Южную Сибирь. До прихода на Урал башкиры кочевали в Западносибирских, Казахстанских и Приаральско - сырдарьинских степях, взаимодействуя и взаимовлияя с печенежско - огузским и кимако - кипчакским кочевым миром. На Урале они вступали во взаимосвязи с местным финно-угорским (в том числе угро - мадьярским) и сармато-аланским населением, значительная часть которых растворилась в башкирской среде, камско - волжскими булгарами, оседлыми племенами Урало - Поволжья и Западной Сибири.
  В Золотоордынское время усилилось влияние кипчаков, однако, они не смогли существенно изменить этнокультурную самобытность и этническое самосознание башкир.
  С распадом Золотой Орды башкиры оказались расчлененными между Ногайской ордой, Казанским и Сибирским ханствами.
  После разгрома Иваном Грозным Казанского ханства башкиры присоединились к Русскому государству (в 1553 – 1557 гг.). Окончательно русскими подданными они стали после покорения русскими войсками Сибирского ханства. Русское государство признало за башкирами вотчинное право на их земли, обещало не посягать на их веру, не обращать в православие. Башкиры, в свою очередь, обязались нести за свой счет военную службу по охране восточных границ Русского государства, платить ясак (поземельную подать). 
  При жизни Ивана Грозного (скончался в 1584 г.) русские власти соблюдали условия договора с башкирами. С XVII в. политика царизма меняется: на словах заверяя башкир в своей верности условиям присоединения, на деле власти встали на путь нарушения договора, что явилось причиной башкирских восстаний XVII –XVIII вв. Вхождение башкир в состав России, таким образом, отразилось на их образе жизни, культуре, хозяйственных занятиях.
  Традиционными занятиями башкир были полукочевое скотоводство, бортничество, охота, рыбная ловля. Ведущее место в хозяйстве занимало скотоводство. В стаде у башкир преобладали лошади, которые как у многих народов кочевого мира составляли их главное богатство. 
  Исстари башкиры занимались земледелием. Оно у них как у многих полукочевых народов было дополнением к скотоводству. Однако, по мере расхищения башкирских вотчинных земель (лесов, рыбных мест, охотничьих угодий) роль последнего в экономике падала.
  Полукочевым скотоводством, как основным видом традиционного хозяйства определялись домашние промыслы. Большое распространение у башкир получила выделка кожи и шкур. Из шкур шили шубы, мешки для транспортировки провизии, из кожи обувь, чепраки, обувь, пояса, подвески, ножны, налучники. На изготовление сосудов шли шкуры лошади, коровы, быка, овцы, теленка, козы. Сосуды для кумыса делались из лошадиной шкуры.
  В соответствии с типом хозяйствования и образом жизни у башкир в прошлом были разные типы поселений: постоянные зимние и сезонные – весенние, летние и осенние.
  С наступлением весны башкиры, оставив свои постоянные зимние поселения - аулы, выезжали в степи, лесные поляны, горные долины, к берегам многочисленных рек и озер и устраивали там временные поселения из переносных жилищ: войлочных юрт ( тирмэ), шалашей. Это было первым сезонным весенним поселением. «Подвергаясь всем крайностям во время зимы, перенося голод и холод, - писал современник башкир XIX в. В.М.Черемшанский,- они при первом дыхании весны забывают все и лишь земля начнет освобождаться от зимнего покрова и растительность обнаруживает признаки жизни, все лица их расцветают радостью, все сердца бьются ожиданием; еще задолго до срока все готово у них к вожделенному отъезду и как шумен и весел этот отъезд; подумаешь – как будто все стремятся в обетованную землю».
  На весенней стоянке они оставались до тех пор, пока близлежащие пастбища давали достаточный корм для огромных башкирских табунов – лошадей, овец, коров. Спустя несколько недель кочевой аул по известному принципу: «Где трава – там скот, где скот – там и мы» снимался с места и переселялся на другие, богатые кормом пастбища, отстоявшие от весенних выгонов в нескольких верстах. И там вновь из войлочных юрт, шалашей разбивалось временное поселение – летнее. На летних пастбищах находились дольше, чем на весенних. На летнее время приходилось основная часть хозяйственных работ: заготовка продуктов впрок (мяса, масла, корота), сенокошение и заготовка сена, изготовление войлока для юрты, холста и сукна, обработка кож и шкур. На летних кочевьях доили кобыл и готовили знаменитый башкирский кумыс, который в большом количестве употреблялся всеми: мужчинами и женщинами, больными и здоровыми, молодыми и старыми в будни и праздники.
  С летних пастбищ, оскудевших кормом из-за многочисленных табунов скота, башкиры перебирались на осенние пастбища с их богатой, еще нетронутой растительностью, которые, как правило, находились вблизи их зимних жилищ. И вновь из тех же переносных юрт, за считанные часы вырастало поселение, в котором башкиры оставались до наступления осенних холодов.
  На осенних кочевьях к заботам по уходу за скотом прибавлялись новые, связанные с земледельческим хозяйством – уборка и обмолот хлебов. Башкиры как многие тюркские народы возделывали в основном яровые культуры. Весной небольшие участки засевались традиционными для степняков злаками (ячменем, просом, овсом, пшеницей и др.), которые ко времени их прихода на осенние кочевья поспевали. С окончанием полевых работ заканчивалось, и время перекочевок башкир и они возвращались в зимние стационарные поселения – аулы, чтобы с приходом весны все начинать сначала.


Башкирский язык 



  Башкирский язык исторически входит в северозападную (кыпчакскую) группу тюркской семьи наряду с татарским, казахским, киргизским, каракалпакским, ногайским, балкарским, карачаевским, кумыкским, караимским и отчасти крымско-татарским. Имеет ряд специфических особенностей в фонетике (особенно по линии согласных) и лексике, принадлежит к числу социально развитых языков: это инструмент школьного и частично гуманитарного вузовского обучения, орудие активного литературного процесса и реализации газетно-журнальной продукции, средство библиотечного и книготоргового обслуживания, язык радио- и телепередач, политических кампаний и методов художественно-культурного воспитания. Следовательно, общественный диапазон башкирского языка должен быть признан достаточно широким и престижным. Классификация башкирских диалектов и говоров окончательно не установлена: традиционно насчитывается два диалекта-южный (юрматынский) и восточный (куваканский); ныне к ним отдельные диалектологи присоединяют на правах переходной группы говоров и третий, западный. Самоназвание б а ш к о р т разными специалистами интерпретируется на базе тюркских, монгольских, иранских и уральских языков. Автор настоящего очерка, со своей стороны, выдвинул версию о происхождении этнонима из тюркского башка "другой, особый" и алтайского орд (а) / у рта "войско, лагерь, ханская ставка; центр, средоточие" в общем значении "отдельное войско, особое племя" - поскольку предки башкир шли на Урал действительно собственным путем, контактируя с северными соседями и развив, поэтому в своем языке и культуре много своеобычных черт. Сегодня в России по итогам переписи населения 2002 года на башкирском языке говорит свыше одного миллиона 379 тыс. человек.


Теории происхождения башкирского народа


Существует три теории о происхождении башкирского народа:
-Тюркская 
-Угорская 
-Промежуточная. 


Тюркская теория. По дошедшим до нас источникам, о башкирах как о тюрках сообщают арабские (Ибн-Фадлан, аль-Масуди, Идриси, Ибн-Саид, Якут, Казвини, Димешки и др.), персидские (Рашид-ад-Дин) и среднеазиатские (М.Кашгари) авторы. Эти сведения послужили основой для утверждения о тюркском происхождении башкир. Тюркской теории придерживаются такие ученые, как П.И.Рычков (XVII в.), В.М.Флоринский, Н.М.Малиев (XIX), П.С.Назаров, С.И.Руденко, Р.Г. Кузеев (XX).
Угорская теория. Путешественники XVIII в. Юлиан, Плано Карпини, Гильом де Рубрук пишут о том, что башкиры и венгры один и тот же народ. Сообщения западноевропейских авторов явились основой угорской теории происхождения башкирского народа. Первым теорию выдвинул шведский ученый Иоганн Страленберг (XVIII в.). В дальнейшем эта гипотеза получила развитие у В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, Д.А.Хвольсона, М.И.Уметбаева, В.Ф.Филоненко и Дж.Киекбаева.
Наряду с тюркской и угорской теориями происхождения башкирского народа в начале XIX в. Начинает складываться т.н. промежуточная теория, утверждающая, что в формировании башкирского народа участвовали как угорские, так и тюркские племена. Впервые эта мысль была высказана А Шлецером. На основе европейских источников X – XIV вв. он сделал вывод, что башкиры представляют собой смесь финно-угорских народов с тюркскими племенами и сформировались как народность золотоордынское время. Этой гипотезы придерживались крупный финский языковед и этнограф А.Кастрен (XIX в.), Н.Аристов (XIX в.), Н.К.Дмитриев (XX в.), С.А.Токарев (XIX в.).
Согласно историческим сведениям, у башкир X – XX вв. сохранились названия некогда существовавших родоплеменных объединений: Буляр, Байлар, Юрмый, Ирэкте, Йэней, Гэрэ, Киргиз, Елан, Ельдяк, Канлы, Дуваней, Каршинг, Таз, Уран, Уваныш, Гайна, Балыксы, Ун, Танып, Мин, Ай, Табын, Мурзалар, Дуван, Кошсо, Сальют, Сынран, Терсяк, Бикатин, Калмак, Юрматы, Бурзян, Усерган, Тунгаур, Тамъян, Кыпсак.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
Башкиры в субъектах РФ и зарубежье


  По данным Всероссийской переписи 2002 г. в Российской Федерации зарегистрировано 1 673 389 человек башкирской национальности; из которых 1 221 302 человека, или 73 %, проживают в Республике Башкортостан, а остальные 452 087 – в субъектах Российской Федерации. За пределами Башкортостана основная часть башкир зарегистрирована в прилегающих к республике регионах России, т. е. в пределах исторического Башкортостана, в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Самарской, Саратовской областях, а также в Республиках Татарстан и Удмуртия. Больше всего башкир – 181 715 человек – проживает в Зауралье: в Аргаяшском (27 403 чел.), Кунашакском (15 846 чел.) районах Челябинской области и Сафакулевском (7 314 чел.) и Альменевском (5 053 чел.) районах Курганской области. Всего численность башкир в Челябинской области равна 166 372, в Курганской области – 15 343 человека. В 1989 г. эти цифры были соответственно 161 169 и 17 548 человек. Основу башкирского населения Зауралья составляли в прошлом айлинские, китайские и табынские родоплеменные объединения. Этнографы включают башкир этих областей в Зауральскую, или северо-восточную, этнографическую группу. Там распространен северо-восточный, или куваканский, диалект башкирского языка. Сложность родоплеменной структуры подтверждается скотоводческой в своей основе материальной культурой и данными антропологии. Среди Зауральских башкир в основном представлен южно-сибирский антропологический тип. Довольно часто фиксируется также комплекс признаков субуральского антропологического типа. Признаки южных европеоидных типов встречаются гораздо реже.
  Значительное количество башкир проживают в Оренбургской области (52 685 чел., в 1989 г. – 53 339 чел.), особенно в ее восточных и западных районах, в бассейнах рек Урал, Ток, Уран. По типу материальной культуры и хозяйство они относятся к юго-восточной и юго-западной этнографическими группам. Язык оренбургских башкир по основным признакам отнесен языковедами к южному, или юрматинскому, диалекту башкирского языка. На востоке области башкиры проживают в основном в Гайском, Кувандыкском, Саракташском районах, а на западе – в Александровском, Красногвардейском, Ново-Сергиевском и Переволоцком районах. В прошлом эти районы были освоены представителями усерганских, кипчакских, минских, бурзянских и других групп башкир. Основу расового типа башкир Оренбургской области составляет комплекс признаков древних европеоидных типов южного происхождения (понтийский, закаспийский) и южносибирского антропологического типа более позднего происхождения.
В Пермской области, по материалам переписи 2002 г., проживало 40 740 башкир (в 1989 г. – 52 326 чел.), большая часть которых, была расселена в Бардымском районе, в бассейне р.Тулва, отсюда и их второе название – тулвинские башкиры. Основная масса башкир края относится к одному из древнейших башкирских родов – гайна, поэтому их также называют башкиры-гайнинцы. Язык пермских башкир относится к гайнинскому говору северо-западного диалекта башкирского языка. В этнографическом аспекте гайнинцы наряду с другими племенами – уран, балыксы, ун, танып – составляют основу северных башкир, входящих в северо-западную этнографическую группу. Основу хозяйства этой группы башкир с древних времен составляют земледелие со скотоводством, охотой, рыболовством и собирательством. В антропологическом отношении среди башкир-гайнинцев Пермской области преобладают представители понтийского типа – темного европеоидного компонента южного происхождения. Среди гайнинцев также не менее часто отмечается комплекс признаков местного субуральского антропологического типа, особенно среди женской половины башкир.
  В Свердловской области, по данным переписи 1989 г., проживало 41 500 человек башкирской национальности. По данным 2002 г. число башкир в области уменьшилось до 37 296 человек.
В Республике Татарстан зарегистрировано 14 911 башкир. В 1989 г. число башкир в Татарстане доходило до 19 106 человек. Это наиболее слабо изученные в историко-этнографическом плане этнотерриториальные группы башкир.
  На территории Степного Заволжья башкиры проживают в Большечерниговском (2207 чел.) и Большеглушицком (909 чел.) районах Самарской области. Их еще называют иргизо-камеликскими башкирами, по названию одноименных рек, бассейны которых они заселяют. По переписи 1989 г. иргизо-камеликских башкир насчитывалось 7 495 чел., а в 2002 г. в результате миграционных процессов численность населения в области увеличилась до 7 885 человек.
  В Саратовской области башкиры компактно расселены в бассейне р.Камелик в Перелюбском и Пугачевском районах в количестве 3 988 человек. В 1989 г. башкир в этих районах насчитывалось чуть больше – 4 087 человек. Следует отметить, что башкирское население Степного Заволжья отличается довольно высокой стабильностью своей численности.
  В этнографическом отношении башкиры Степного Заволжья включены в южную группу юго-западных башкир. Именно эту группу башкир описал в своих путевых записках секретарь Багдадского посольства Ахмед ибн Фадлан во время путешествия в Волжскую Булгарию в 922 г. в бассейне р.Кундурча. У иргизо-камеликских башкир в прошлом преобладало скотоводческое хозяйство. В родоплеменном отношении среди них фиксируется потомки древних усерганских, бурзянских, кипчакских, тангаурских, минских, юрматинских и других родовых групп. Антропологически среди этой группы башкир наиболее четко отмечаются представители понтийского, южносибирского антропологических типов.
Среди других регионов Поволжья башкиры довольно плотно расселены на территории Удмуртии. Здесь их число в 1989 г. достигало 5 217 человек, а поп переписи 2002 г. – снизилось до 4 320 человек.
  В других областях Российской Федерации наибольшее количество башкир проживает, по переписи 2002 г., в Тюменской области – 46 575 человек, что связано с нефтяными разработками в Сибири в 70 – 80-х гг. и миграцией туда населения с Южного Урала. В Москве проживает 5 941 башкир, в Санкт-Петербурге – 2 453 башкира.
В ближнем зарубежье довольно значительная башкирская диаспора проживает в Казахстане (по данным 1989 г. – 41,8 тысяч человек; 1999 – 23,2 тыс.человек). остались башкиры в странах Прибалтики. В других регионах их гораздо меньше, вследствие обратной миграции башкир и других народов из Средней Азии в середине и конце 90-х гг. XX столетия.
В странах дальнего зарубежья следует отметить башкир, живущих в Восточной Европе. Кроме того, башкирские диаспоры существуют в США, Венгрии, Германии, Китае, Турции, Японии и других странах мира. Эмиграция башкир в зарубежные страны была связана с Октябрьской революцией 1917 г., с Гражданской и Второй мировой войнами, а также с политическими репрессиями 20 – 30-х гг. башкирской интеллигенции, духовенства и зажиточной части башкирского общества. Конец 80-х – начало 90-х гг. XX столетия в условиях перестройки и демократизации общества ознаменовался небывалым подъемом национальной культуры и самоназвания башкирского народа. Огромную роль в процессах консолидации и возрождения башкирского народа сыграло создание и первый созыв Всемирного курултая (конгресса) башкир в 1995 г. в г.Уфе. в регионе компактного проживания башкир в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья были созданы региональные объединения и организации по возрождению и развитию национальной культуры.

Башкиры в эмиграции


  Многие башкиры по разным причинам оказались в эмиграции еще до нала XX в. До 1917 г. часто причинами являлись притеснения царских властей. В исторических документах зафиксированы жалобы башкир на произвол сборщиков ясака, подьячих, толмачей и служилых людей. Недовольные башкиры оставляли свои земли в надежде найти лучшую долю. Так, например, известны случаи переселения в XVII в. башкирских семей к калмыкам, сибирским татарам и казахам. Иногда целыми деревнями уходили башкиры из родных мест. Например, д.Яппарлар в Турции основана выходцами из д.Яппар Давлекановского района Башкортостана.
  Средневековые мусульманские авторы сообщают, что они встречали в исламских странах башкир из Венгрии, узнали от них о том, что их предки приняли ислам при посредничестве булгар и лишь после принятия ислама переселились в Венгрию. Например, Якут аль-Хамави упоминает о башкирах, прибывших в XII в. в Халеб (Сирия) для изучения ислама.
Во времена Чингизидов получили известность Эмир-Башкурт, бывший на службе у Олжайту; Саркан-Башкурт, во времена Газан-Хана подавивший в Анатолии восстание Сулемиша. На службе мамлюкских правителей в Египте находились Насретдин аль-Башкурди, также писавший прекрасные стихи на арабском языке, Алаетдин Башкурт ан-Насири, Санджар ар-Рукни аль-Башкурди и наместник Сирии Ильметдин Башкурди.
  После гражданской войны вместе с отступившей белой армией за границей оказались и башкиры: в Восточном Китае, Корее и Японии. Формирование тюркской диаспоры в Японии связано с именем известного башкирского деятеля Габдулхая Курбангалиева, уроженца д.Миндяк Челябинского уезда Оренбургской губернии, который воевал на стороне Колчака и вместе с остатками его войск покинул Россию. В ноябре 1920 г. Г.Курбангалиев вместе с С.Бикмеевым прибыли в страну Восходящего солнца. Во время Русско-японской войны 1904 – 1905 гг. уроженцы Башкортостана принимали участие в боевых действиях, в том числе на знаменитом крейсере «Варяг». Об этом свидетельствуют исторические документы и образцы народного творчества, одним из которых является знаменитая песня «Порт-Артур». В лагере военнопленных Изуму-Отсу (Осака) находились 28 000 российских военнопленных. Среди них были и тюрки. Через три года после войны Японию посетил путешественник, общественный деятель, автор многих книг Абдурашит Ибрагимов (1857 - 1944), отец которого был сибирским татарином, а мать – башкиркой. Он прибыл в Японию во время путешествия по азиатским странам с целью распространения ислама.
  В 20-х гг. XX в. тюркские эмигранты во главе с Г.Курбангалиевым переселились из Маньчжурии в Токио. Г.Курбангалиев организовал Общество мусульман, открыл мусульманскую школу, провел Первый съезд мусульман Японии, наладил работу арабографической типографии, в которой было издано более 40 различных произведений. В 1933 г. основал журнал «Япон мохбире» («Японский вестник»), а в 1934 г. организовал издание «Корана». 12 мая 1938 г. в Токио состоялось торжественное открытие мечети, к строительству которой он приложил много усилий. Однако ему не пришлось принять участие в ее открытии: 5 мая он был арестован. Его деятельность противоречила политике Японии по отношению к мусульманам. Изгнание Г.Курбангалиева из страны было проведено в форме «добровольного отъезда» в Маньчжурию, где в 1945 г. он был взят в плен советскими войсками. Отсидев срок в тюрьме, остаток жизни он провел в Челябинской области. После отъезда Г.Курбангалиева Общество мусульман возглавил А.Ибрагимов.
  Участник башкирского национального движения Галимъян Таган (1892 – 1948) эмигрировал в Японию, потом в Венгрию. Окончил агротехнический университет в Дебрецене, заведовал восточным отделением Национального этнографического музея Венгрии. В связи с наступлением советских войск он эмигрировал в Германию, где преподавал в Гамбургском университете. Известен как автор книги «Валюта России во время и после войны» и более 40 статей по этнографии тюркских и других народов, которые изданы во многих странах мира.
Потомки башкирских эмигрантов различных периодов живут в Турции. Наиболее известными председателями эмигрантов являются Хамит Зубеир Кошай, уроженец д.Телянсетамак Мензелинского уезда Уфимской губернии, покинувший Россию в 1906 г. Образование он получил в Турции и ряде европейских стран. В 1922 г. получил степень доктора философии. В различные годы он был инспектором библиотек Министерства образования, заведующим отделом культуры, музеев, библиотек, заведующим управления музеев Министерства образования; основателем и директором Анкарского этнографического музея; генеральным директором Управления старинных произведений и музеев. Библиография его работ насчитывает более 100 наименований.
  Известны среди башкир-эмигрантов политические деятели А.-З.Валиди, А.Инан, эмигрировавшие в 1923 г. из Туркестана в Иран. А.-З.Валиди (1890 - 1970), уроженец д.Кузяново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, многие годы преподавал историю тюркских народов в Стамбульском университете, был профессором Боннского и Геттингенского университетов. В 1953 г. основал Институт исламских исследований при Стамбульском университете, был избран членом многих научных обществ, его научные работы пользуются авторитетом среди ученых. Его дочь Исенбика является профессором Ближневосточного технического, а сын – профессором Билькентского университета Турции.
  Не меньшим авторитетом пользуются этнографические исследования Абдулкадира Инана (1889 - 1976), выходца из д.Шигаево Челябинского уезда Оренбургской губернии. В Турции он работал во многих научных учреждениях, в том числе в Анкарском университете. Он внес большой вклад в изучение шаманизма, духовной и письменной культуры тюркских народов.
Многие башкиры остались за рубежом после Первой и Второй мировых войн. Ныне их потомков можно встретить в различных странах и контингентах.