Чт, 28.03.2024, 16:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Свердловский областной Башкирский Центр

Башкирская юрта

                             
 null Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным видом которых была решетчатая юрта (тирмэ), теплая в стужу, прохладная в жару. Остов юрты состоял из четырех-шести (у зажиточных восьми – девяти и более) деревянных складных решеток (канат), которые ставили по кругу. К ним прикреплялась конусообразная крыша, образуемая из деревянных тонких жердочек (ук), опиравшихся нижним концом на решетки, верхним (заостренным) – к деревянному кругу (сагарак), который одновременно был и окном, и дымовым отверстием для выпуска из юрты паров, скапливающихся под ее войлочным сводом от дымящегося среди нее котла. Сверху юрта покрывалась пятью-семью кошмами. "Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), - пишет С.И. Руденко, крупный исследователь этнологии и антропологии башкир, - привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее” Дымовой круг днем обычно не покрывался, на ночь или в ненастную погоду на него накидывали четырехугольную кошму, которая в дневное время или свертывалась или приподнималась длинным шестом. Остов юрты и ее одностворчатая деревянная дверь окрашивали в красный (темно- красный) цвет. Встречались юрты и с войлочной дверью.
  Юрта, безусловно, выдающееся изобретение древних скотоводов – кочевников. Из – за ее легкости при транспортировке, устойчивости при степных ветрах и ураганах, способности сохранять тепло в стужу, прохладу – в жару, возможности быстро разобрать и собрать и т.д. - она была идеальным жилищем.
  Традиционная юрта как жилище у башкир ныне не сохранилась. Ее можно видеть на весеннем празднике "Сабантуй”, а так же в крупных музеях Башкортостана. Однако, она бесследно не исчезла. Любуясь знаменитыми готическими соборами Западной Европы с их стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), невольно задаешься вопросом: не юрта ли является их прототипом, так как в их конструкции много общего.
  Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на две неравные части. Правая от двери (меньшая) часть была женской, там хранились предметы хозяйственной необходимости кожаная и деревянная утварь, пищевые припасы, женская и детская повседневная одежда и т.д.) Левая, бо'льшая часть предназначалась для мужчин, она же была и гостевой. Ее пространство наполнялось самыми яркими и красочными предметами: постельными принадлежностями, узорными скатертями, полотенцами. На ее решетчатые стены развешивались орнаментированное воинское снаряжение всадника (колчаны, футляры и сумы для дроби и пороха), конская упряжь, праздничная одежда. И, наконец, в мужской половине, вдоль стены напротив входа, было традиционное почетное место – урын, где стоял сундук на резной подставке со сложенными на нем разноцветными паласами, коврами, кошмами, одеялами, подушками, перетянутыми специальной узорной лентой с орнаментом на черном или красном поле.
  Юрта для степных кочевников была центром мироздания. В ней начиналась их жизнь, в ней же она и заканчивалась. Она была микрокосмом в макрокосме, моделью мира, который древним людям представлялся сначала плоским, одноярусным, затем двухъярусным: внизу – земля, вверху – небо со звездами. Племена передвигались по обширным пастбищам, преодолевая огромные степные пространства и стали замечать округлость горизонта, выпуклость земной поверхности, что и отразилось в их микрокосме: могилам своих сородичей они стали придавать вид шатровых сегментов, насыпая курган как модель видимого мира, очерченного кольцом кругозора (Академик Борис Рыбаков. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство СССР.1975.№1,3). По образу и подобию видимого мира сооружали не только могилы, но и жилища. Мир как круг сначала воплотился в круглой юрте, позже – на стационарном жилище – избе. Юрта, как и космос по вертикали имела три уровня: пол (олицетворял землю), внутреннее пространство (воздух) и купол (небосвод). Пол юрты для кочевника был нечто большее, чем земляной или деревянный пол для оседлого землепашца: на полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому он был предметом особой заботы, особого внимания кочевников, чего не скажешь о тех, кто обитал в избе. Пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами, создавая, тем самым художественный интерьер юрты.
  Внутренние стены юрты (воздух) закрывались большими узорными тканями, домоткаными паласами, развешанными в развернутом виде на решетчатом остове; на их фоне висели тканые и вышитые полотенца, праздничная одежда, украшения, охотничьи принадлежности, конская упряжь, оружие, которые вкупе с орнаментированным полом создавали своеобразный ансамбль.
  Купол юрты олицетворял небосвод, отверстие в нем, через которое проникал свет, ассоциировалось с солнцем. Круглое навершие юрты (сагырак), образующее купольное отверстие, считает искусствовед Альмира Янбухтина, носило сакральный смысл, было священным, переходило от отца к сыну, от старого жилища к новому. Через него проходит осевая линия, по отношению к которой организуется все внутреннее пространство юрты. (А.Янбухтина. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993.С41.) 
  Жилище как организованная часть макрокосма отделяло человека от внешнего мира и было для него "своим”, не враждебным. Все, что находилось за его пределами было "чужим”, часто враждебным. И чтобы "чужое” не проникало в жилье, все точки связи с внешним миром украшались орнаментом, с помощью которого древние люди полагали оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих напастей. Злые силы, по представлениям древних башкир, могли проникнуть в жилье через входную дверь, место соединения различных частей юрты. Поэтому украшались, прежде всего, дверь юрты, а также линия, где соединяется решетчатый остов с куполом: на ней закреплялась широкая тканая лента с геометрическим узором. Сам остов, как отмечалось, декорировался узорными тканями, паласами.
  По представлениям древних башкир, оберегающей функцией обладал и цвет. У башкир как у многих восточных народов любимым цветом был красный. Нелишне заметить, что на Востоке хной (красной краской) красили ладони, седеющие бороды, в походе – хвост коня. В одной древней персидской песне поется: "Я иду в поход! Покрасьте хной хвост моего коня!” (Ян В.Чингизхан. Батый. М.,1989. С.78). В красно – коричневый цвет окрашивали остов юрты, входную дверь, чтобы сделать их "непроницаемыми” для нечистых сил.
  Войлочная юрта – летнее жилище. В зимнее время башкиры жили в домах, которые в полукочевом скотоводческом хозяйстве представляли простые срубы в основном без декора. Заметные изменения в строительной технике и способах украшения жилищ произошли во второй половине XIX в. При сооружении дома башкиры исходили из принципа: жилище должно быть не только прочным и удобным, но и привлекательным в художественном отношении.
  Интерьер башкирской избы XIX – нач. XX вв. представлял стилистически единое решение. Текстиль различных расцветок, изделия из мягких материалов вместе с другими предметами быта придавали строго рациональному интерьеру башкирской избы ощущение нарядности, уюта, тепла. В жилище формировалась среда, отвечающая психике, внутреннему миру башкир, перешедших к оседлому образу жизни. Художественное и функциональное содержание избы сохраняло в себе элементы традиций кочевого жилища, которые в процессе истории претворялись в новую форму – форму постоянного, оседлого дома. (Янбухтина А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993. С.93.)
  Внешне дом оформлялся неравномерно: обращенная к улице сторона дома – фасад украшался больше, чем противоположная, выходящая во двор. На фасаде наиболее декорированными были наличники окон, ставни, фронтоны, т.е. части, которые закрывали места соединений, через которые могли проникнуть в дом вредные духи. Наличники окон, украшенные, хотя и не сложной резьбой, оживляли фасад дома, придавали ему привлекательный вид. Возможно, поэтому долгое время именно они были основным, нередко единственным объектом художественного оформления. Особое внимание уделялось украшению верхней части наличников. Нижняя их часть, как правило, скрытая от глаза изгородью, забором, отделяющим дом от улицы, орнаментировалась меньше.
  Существует точка зрения, согласно которой фронтон наличника оформлялся более насыщенно, чем его нижняя часть, потому что он как и фронтон крыши символизировал небесную сферу. В отдельных регионах широкое распространение нашло также украшение боковых досок, использование, зрительно расширяющих оконные проемы, боковых деталей. Боковые доски наличника покрывались несложными геометрическими узорами. Подоконная доска в прошлом чаще всего оставалась без украшений. Нижние концы боковых обвязок округлялись или им придавали вид острого комья, свешивающихся кистей, сердцевидную форму. Сдержанность и простота в оформлении нижней и боковых частей наличника ярче и эффективнее выделяли его верхнюю часть.
  В прошлом наиболее распространенными были наличники с прямоугольным верхом. Надоконная доска обычно орнаментировалась выемчатой резьбой, накладными ромбами, квадратами и другими несложными элементами. Дальнейшим их развитием стали наличники с крышей – карнизом на подставках – кронштейнах, украшенные выпиленными деталями. В постройках башкир бытовали также наличники арочной и сводчатой формы с ажурным навершием. Главная отличительная черта в оформлении современных наличников – их раскраска. Обычно выбираются контрастные цвета: темный и светлый. Если наличник раскрашивается в темные тона (чаще – в темно – синий), то накладные фигуры в светлые, и наоборот. В последнем случае раскраска более эффектна. Синий цвет на белом фоне особенно красив летом, когда дом окружен зеленью.” (Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979. С.176.) 
  Функции входной двери и ворот были аналогичными. Ворота осуществляли связь внутреннего двора с внешним пространством. Отсюда необходимость обезопасить и их. В качестве оберега башкиры использовали лошадиные, реже медвежьи черепа, которые вывешивали на заборах или воротах. Защитными функциями, по представлениям древних башкир, обладали и украшения. Ассиметричные ворота с двумя створками и калиткой украшались прямоугольными или фигурными деталями. Изредка встречались ворота, декорированные старинной врезной или барельефной резьбой.
  Наличники окон, дверей, фронтоны, ворота украшались разными приемами. Наиболее распространенной в прошлом была роспись по дереву: ею декорировали двери юрт, деревянную утварь и т.д. Узор нередко повторял орнаменты тканых, вышитых предметов.
  Башкиры украшали наличники, реже ворота, калитки старинной врезной техникой, с которой связан солярный орнамент (полусолнце или солнце с лучами, выполненные когтевидно – выемчатой резьбой).
  На рубеже XIX –XX широкое распространение среди башкир нашла накладная и пропильная техника.