Упоминания о старинных башкирских музыкальных инструментах - курае, кубызе, домбыре, кыл-кубызе, сорнае, дунгуре - встречаются в эпосе, преданиях, народных песнях и сказках.
Курай - традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на его изготовление. Стилизованный "зонтик" курая изображен на гербе и флаге Республики Башкортостан.
Изначально курай возник как степной пастушеский музыкальный инструмент. С переходом башкир на оседлый образ жизни он не утратил былого значения. На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник. Курай - не только сольный, но и аккомпанирующий и ансамблевый инструмент; игра на нем споровождается голосовым звуком. Курай используется как сольный инструмент и великолепно звучит в ансамбле. На нем исполняются плясовые наигрыши, марши. Русские писатели, историки и путешественники уже давно обратили внимание на исключительную особенность этого простого на вид, но очень мелодичного инструмента.
Русский писатель Михаил Авдеев пишет: «Чебызга (курай) род дудки с ладами, инструмент чисто башкирский, который, говорят, составляет странное явление в ряду духовых инструментов. …Башкирец, дикий питомец степей, гор и лесов, не хитер на изобретения. Там, где можно вырезать дудку, он срежет ее, и сделаем чебызгу, там, где нет дудки, он играет на горле».
«Наиболее распространенный башкирский народный музыкальный инструмент – курай, - пишет музыковед и фольклорист Лев Лебединский. – Много причин способствовало давней популярности этого инструмента среди башкир. Звучание курая – поэтичное и эпически-возвышенное. Его дальняя слышимость на открытом воздухе, чистый, «прямой» флейтовый характер звучания. …Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть».
Одним из древних музыкальных инструментов, распространенных и в наше время является кубыз.
Металлический кубыз представляет собой дужку с язычком посередине. При игре инструмент зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, приводя его в состояние вибрации. В северо-восточных районах Башкирии встречаются продолговатый деревынный кубыз с прорезью; вибрации помогает прикрепленный к язычку шнурок.
На кубызе играли плясовые мелодии во время праздников и ритуалов. О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однаэды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз.… Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз». В легенде говорится об инструменте из клена. Хотя в Башкортостане в прошлом кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.
До XX века кубыз был женским и детским инструментом. Собираясь на «аулак», женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних. Игра на кубызе может сочетаться с игрой на различных инструментах. Характерен ансамбль кубыза с донгором, а также с подносом, на котором выбивается определенный ритмический рисунок при помощи наперстков, надетых на пальцы. При этом дополнительный аккомпанемент издают монеты на нагруднике и на косах участниц ансамбля. В последние годы в Башкортостане стали создаваться оригинальные образцы кубызов. Усовершенствованные инструменты мастера Р.Загретдинова обладают широким диапазоном звучания. На них, кроме исполнения многообразных подражательных и имитационных приемов с усложненными ладово-ритмическими рисунками. Другой мастер – И.Туймакаев изобрел целый ряд самозвучащих инструментов. У них оригинальный внешний вид, прекрасный дизайн. Овладеть искусством игры на инструментах необыкновенно легко, хотя они и не укладываются в рамки общепринятой классификации.
На струнном щипковом инструменте – башкирской домбре – в давние времена играли сказители-сэсэны. Под аккомпанемент домбры они в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнета. Видимо, поэтому они подвергались гонениям, что и явилось одной из причин исчезновения домбры на территории Башкортостана в начале XX в.
Другой струнный инструмент – кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально.
Смычковый инструмент - кыл-кубыз (современный вариант)
Кыл-кубыз сегодня редко встречается в музыкальном быту башкир, его заменила скрипка, которую многие пожилые исполнители держат вертикально, подобно старинному прототипу. Кыл-кубыз имел деревянный долбленый корпус, деку из кожи длиной около 600 мл, гриф и 3 струны (средняя являлась ведущей). Смычок был из конского волоса на древке. Изначально звуки кыл-кубыза сопровождали обряд изгнания духов при лечении больных. На нем исполняли также протяжные напевы и ритуальные мелодии. Рядовым людям не разрешалось дотрагиваться до инструмента. С принятием ислама кыл-кубыз вышел из обихода. Сейчас башкирскими мастерами ведется работа по восстановлению этого музыкального инструмента.
Многие и башкирские музыкальные инструменты известны лишь по историческим источникам и редко сохранившимся экземплярам. К таким инструмента относится зурна (сорнай). Этот сигнальный охотничий инструмент из рога животного, с 2-4 пальцевыми отверстиями, был мундштучный и язычковый. Другой духовой инструмент борго, изготавливался из дерева, имел коническую форму, длину около 700 мм, 1-2 пальцевых отверстия (иногда отверстий не было).
Ударным инструментом, напоминающим бубен, служил дунгур. Деревянный обруч обтягивался кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты. По дунгуру ударяли пальцами и ладонью.
Гармонь попала в Башкирию вместе в переселенцами из центральных губерний России во второй половине XIX века.
Около 100 лет назад русский исследователь С.Г.Рыбаков впервые увидел в башкирском селе гармонь. Широко распространена гармоника в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир. Хорошие гармонисты, как мужчины, так и женщины, пользуются в республике большим уважением и находятся в центре праздничных событий.
В последние годы возрастает интерес к истории и фольклору. Выступления певцов, кураистов, кубызистов, исполнителей на гармониках, домбре и многочисленных инструментальных ансамблей показывают стремление башкир к сохранению традиций народного исполнительского искусства и национальных инструментов.
Около 100 лет назад русский исследователь С.Г.Рыбаков впервые увидел в башкирском селе гармонь. Широко распространена гармоника в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир. Хорошие гармонисты, как мужчины, так и женщины, пользуются в республике большим уважением и находятся в центре праздничных событий.
В последние годы возрастает интерес к истории и фольклору. Выступления певцов, кураистов, кубызистов, исполнителей на гармониках, домбре и многочисленных инструментальных ансамблей показывают стремление башкир к сохранению традиций народного исполнительского искусства и национальных инструментов.
По материалам книги "Икусство башкир", изд. "Инеш", г. Уфа, 2007;
Историко-культурного энциклопедического атласа РБ, М., У., 2007