Пт, 29.03.2024, 07:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Свердловский областной Башкирский Центр

Народные праздники и игры

Народные праздники обычно делят на семейные и календарные. Календарные праздники, в свою очередь, делятся на праздники весенне-летнего и осенне-зимнего периодов.

Каргатуй

 
Это первый весенний праздник, посвящавшийся пробуждению природы и наступлению нового года. В нем участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет).
Этот праздник сохраняет элементы, связанные с былым преклонением перед обновляющейся природой и воздействием на нее с целью обеспечения благополучия в наступившем летнем сезоне. В разных районах Башкортостана степень сохранности обрядовых элементов не одинакова. Основные ритуалы: сбор продуктов, приготовление обрядовой каши, коллективная трапеза, кормление птиц, произношение благопожеланий – исполнялись повсеместно. Во многих местах (особенно на юге) в день празднества женщины поднимались на гору, украшали деревья, желая природе пышного цветения. На севере Башкортостана обычай украшать деревья сохранился не везде. Одним из главных ритуалов здесь считалось пожелание дождя. В отдельных местах горной Башкирии празднество сохраняло древние черты поклонения духу горы: женщины оставляли на горе еду, серебряные монеты и лоскутки тканей. У юго-восточных башкир оно справлялось за день-два до выезда на летнее кочевье. Обычно праздник проводился в форме ответных гостеваний двух деревень. В некоторых местах за несколько дней до празднества 2 – 3 женщины собирали по дворам крупу, масло, яйца. Остальные продукты каждая семья брала с собой. Ритуальным блюдом в большинстве районов считалась пшенная каша (тары буткасы), у башкир Челябинской области – каша из пшеничной муки, сваренная на сметане. В некоторых южных районах (Хайбуллинский, Зилаирский) кашу варили из дробленой пшеницы. После совместной трапезы женщины угощали птиц. 
  Большое значение на празднике имела культурная программа: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.


Сабантуй

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось национальным играм, выявлению новых молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимая на майдане самые почетные места, возле собранных подворно призов и пышно убранных юрт. Батыры приносили на праздник лоскутки тканей, каждый из которых был получен на различных сабантуях раньше. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так велся счет победам.
  Буквально с 3-5-летнего возраста будущие джигиты сидели в седле, ребята чуть старше прекрасно стреляли из лука, овладевали всеми секретами национальной борьбы курэш, прыгали с шестом, ходили на охоту, лазали по вертикальному и наклонному гладким шестам, плавали, прыгали в воду с высоких берегов, метали копья и камни в цель, увлеклись различными гимнастическими и акробатическими упражнениями, катались на лодках и салазках, бегали на перегонки (югырмак). Состязания по народным играм и национальным видам спорта, проводившиеся в Башкортостане задолго до возрождения Пьером Кубертеном современных Олимпийских игр, напоминали древнегреческие Олимпиады. Не случайно русский литературный критик и публицист Н.А.Добролюбов, труды которого лежат в основе теории физического воспитания, в середине XIX в. подметил: «Жаль, что никто из поклонников национальной германской гимнастики – за неимением живого примера из Греции – не съездит к нам в киргизские степи и Башкирию. Там гимнастика процветает, своего рода Олимпийские игры с борьбой и лазанием на шесты и бегом в запуски повторяются периодически, подвиги отличившихся воспеваются степными Пиндарами, и во славу их звучат туземные барбитоны, флейты, чебызги и кураи». Самые многочисленные сабантуи проводились в Уфе. Например, в 1946 г. в столицу республики из дальних и ближних сел и городов съехалось рекордное количество участников – 150 тысяч человек.
  На праздниках знаменитые башкирские сэсэны исполняли патриотические кубаиры (кобайыр) о подвигах батыров и их героической борьбе. Кубаиры сменялись веселыми песнями, плясками, игрой на кубызе (кумыз), курае (курай). 
  В своеобразной праздничной форме танца – байрамсылап бейеу – исполнитель обращался к собравшимся с пожеланиями счастья, достатка и мира. 
  На больших праздниках молодежь осваивала духовную культуру башкирского народа, получая все необходимые этические навыки и эстетические установки.

Йыйын

  Строго установленного времени для проведения йыйынов, в отличие от сабантуя, не было, но обычно его организовывали в период после сева до косовицы ржи. На йыйынах одного или нескольких родственных аулов решались спорные земельные вопросы, распределялись сенокосные угодья и летние пастбища. Нередко к йыйынам приурочивались и свадебные торжества. На юго-востоке Башкортостана свадьба в древности, являясь важным общественным событием для двух родов или племен, иногда приобретала форму большого праздника и называлась «Туй йыйыны». Такие свадьбы проводили ханы, бии, баи. В честь молодых утраивались игры, спортивные состязания, скачки, в которых принимали участие как хозяева, так и гости. На северо-востоке Башкортостана был известен праздник под названием «сбор мужчин» (ирзэр йыйыны), где женщины только готовили пищу и наблюдали за происходящим со стороны. 
  По свидетельству авторов XIX в., на йыйыны собиралось гораздо больше людей, чем на другие праздники. Для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. Сюда прибывали жители окрестных деревень, и каждая семья устанавливала для себя шалаш или юрту для приема гостей.
  Для йыйынов был характерен территориальный принцип организации. Так у башкир-гайнинцев существовало два центра, где проводились традиционные йыйыны: часть деревень сгруппировалась вокруг с. Барда, другая – вокруг с. Сараши. Сначала йыйын проходил в Бардымском округе, через некоторое время – в Сарашском. Население каждого округа участвовало в обоих празднествах, но в одном случае – в роли хозяев праздника, в другом – гостей.
  Установка в середине майдана шеста (колга) знаменовала начало праздника. После чтения муллой фатиха начинались состязания: борьба, конные скачки, прыжки, бег, игры на курае, песни, пляски. Популярным видом соревнований на йыйынах была стрельба из лука: с большого расстояния нужно было попасть в движущуюся мишень. Иногда устраивались и шуточные состязания, например, кто больше выпьет топленого масла или кумыса или кто больше всех съест жирной баранины. Победителям состязаний давали коня, барана, куски мяса, узорные платки, полотенца. В состязаниях участвовали главным образом взрослые мужчины или юноши-джигиты (егет). Имеются сведения, что устраивались скачки с участием девушек, но это происходило крайне редко, обычно девушки на йыйынах показывали свои умения петь и танцевать. 
В башкирском языке сохранились названия следующих башкирских йыйынов: Тратау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны и др.

Народные игры

  Народные игры помогали взрослым проводить свой досуг, способствовали поддержанию физической формы, поднимали настроение и закрепляли трудовые навыки. Самыми любимыми играми у башкир были «Ашык», «Возьму птенца», «Сэмрук», «Спрячу платочек», «Медведи-волки, есть ли тут?» и др. игры присутствовали в прошлом на различных празднествах и были частью проведения обрядов. Особенно проходили массовые праздники, посвященные встрече лета (йыйын, бэйге, майзан, сабантуй, каргатуй). 
  Весенне-летние девичьи игры начинались на женском обрядовом празднестве каргатуй. Игры сопровождались песнями, плясками, хороводами. На каргатуе проводились спортивные соревнования. В беге, прыжках, перетягивании тканого полотенца участвовали женщины всех возрастов. 
  В вечерних мужских играх-туп (войлочный мяч), сэкэн (деревянный шар) участвовали мужчины всех возрастов.