Сб, 20.04.2024, 02:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Свердловский областной Башкирский Центр

Башкирские ковры. Кошмы. Башкирский орнамент

   На протяжении многих веков ведущим хозяйственным занятием башкир, как указывалось, было, полукочевое скотоводство, которое давало помимо продуктов питания шерсть и кожу. Шерсть nullиз-за ее мягкости, эластичности и легкости, способности длительное время сохранять тепло была универсальным сырьем для изготовления войлока и ковров, без которых невозможно представить жизнь скотовода в суровой степи. Сама жизнь заставляла башкир, как и других скотоводческих народов Евразийских степей, заниматься войлочным и кожевенным ремеслом. Войлок из всех предметов кочевого быта был наиболее распространенным ввиду его универсальности. Им крыли жилище – юрту, застилали пол, завешивали ею решетчатые стены. Войлок заменял мебель: на нем работали; отдыхали, ели, молились, принимали гостей. Искусные мастера получали тончайшие его сорта белого цвета. Из него шили обувь, одежду, части конской упряжи (войлок для хомута, седелки). Им украшали жилье. Сложенные вместе с шерстяными паласами, перинами, подушками и одеялами на сундуках или расписных деревянных подставках и перетянутые декоративной лентой кошмы создавали особый интерьер и уют в войлочной юрте, позже в деревянном доме.  
  Он довольно широко применялся и в народной медицине. И поныне порезы раны нередко лечат опаленным войлоком, что дает удивительный позитивный результат. Войлок у конных номадов евразийских степей был и предметом вооружения. Вместо дорогостоящих и ввиду этого не всегда доступных рядовому кочевому скотоводу цельнометаллических доспехов, тем более сковывающих движение, воины степного мира носили легкие войлочные доспехи, не уступавшие по прочности западным кольчугам. Элемент вооружения ратника на поле брани в мирное время становился предметом ритуала. У башкир для встречи невесты у дома жениха собирались родственники, односельчане, соседи, мужчины и женщины, взрослые и дети. Как только свадебный поезд подъезжал к дому, один из встречающих отворял ворота, а другие брали лошадей под уздцы и вводили подводы во двор. Как только въезжала последняя подвода, раздавался ружейный выстрел, извещающий о прибытии килен (невесты). Однако невеста не сразу сходила с подводы (в прошлом – с лошади). Свекровь (мать жениха) подводила к ней телку (свой подарок) со словами "Сойди, невестушка, пусть ноги твои будут благословенны”. Невеста сходила с подводы и наступала на подушку или войлок, брошенные ей под ноги. Затем она в сопровождении женщин направлялась в дом, за порогом которого свекровь подавала ей ложку меда, затем масло. Башкиры считали, что мед и масло означали пожелание невесте сладкоречивости и мягкости в обращении с людьми, а подушка или войлок олицетворяли доброту нрава, спокойную жизнь.
 Перечислить все сферы применения войлока весьма затруднительно, многое в памяти народа не сохранилось. Однако и этого достаточно, чтобы убедиться в том, что значение войлока в кочевой жизни было большим. Упомянутый выше исследователь Оренбургского края В.М.Черемшанский, подчеркивая значимость войлочных изделий для кочевых башкир, писал: "Занятия женщин во время кочевки несравненно разнообразнее и обременительнее, потому, что все обязанности домашних работ лежат преимущественно на их ответственности. Так, в продолжение целого лета они занимаются уходом за коровами и кобылицами, доят их, приготовляют кумыс, из коровьего молока бьют масло и другие припасы не только для ежедневной пищи, но и для заготовления на службу мужьям: как – то коптят конину, делают курут, который, будучи высушен, может без порчи сохраняться более года и который идет у них, в разведенном виде, на приправу юры (похлебки с крупой), который для многих бедных семейств составлял единственное продовольствие в течение всей зимы. Затем в свободное от этих занятий время женщины приготовляют для своего семейства сукно, холст, шьют белье и даже самые сапоги. Участвуют в трудах мужей во время сенокоса и уборки сена. По возвращении с кочевки в свои зимние юрты, они озабочиваются множеством новых хлопот: так, поправка печей или чувалов, обтягивание брюхавицей окон, приготовление крупы, отделка пеньки, пряжа шерсти, выделка сукна, онучей, пошитье кафтанов, шуб, сапогов, валянье кошм для кибиток и надзор за детьми составлют исключительное занятие женщин.” (Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии… Уфа, 1859. С.148 – 149). Башкирские ковры были нескольких видов: без ворса и ворсовые. Простейшими безворсовыми коврами были паласы, изготовляемые преимущественно из козьей, реже – овечьей шерсти – буй балас. Козью шерсть предпочитали потому, что она в отличие от овечьей была более прочной и яркой. Безворсовые паласы ткали без гребня. Поперечные нити (специальный термин – уток) ножевидной пластинкой прибивались к уже сотканной части ковра. Они не участвовали в создании узора, поскольку были скрыты плотно прилегающими друг к другу продольными нитями, идущими параллельно вдоль ткани (основой). Узоры безворсовых паласов создаются продольными нитями (основой) и представляют собой разноцветные гладкие или зубчатые полосы. Паласы ткутся узкими полотнищами, которые затем сшиваются. Палас обычно состоял из пяти – шести или семи – восьми полотенец. В узоре паласов преобладали, как правило, два – три цвета, причем предпочтение отдавалось краскам теплых тонов. В прошлом анилиновые красители ввиду неразвитой структуры торговли в крае и сравнительной их дороговизны не имели широкого распространения; особенно в отдаленных от фабрично – заводских центров населенных пунктах они были недоступны для широких слоев населения. Однако, ковровщицы – мастерицы умело использовали растительные краски домашнего приготовления, а также естественный цвет шерсти. Ареал распространения буй балас – главным образом южная часть Башкортостана. По технологии производства и художественному оформлению от простейших паласов с продольно – полосатым орнаментом – буй балас отличались домотканые безворсовые паласы – асалы балас или келэм. Узоры на них создавались не продольными нитями (основой), а поперечными нитями (утком). Для каждой цветной нити был отдельный уток: ткачиха работала несколькими утками. Ткали эти паласы с использованием гребня (берда).  
 
nullУзоры на паласах иногда кажутся бессистемными, разбросанными по поверхности хаотично. Однако, это только на первый взгляд. На самом деле они представляют цельную композицию, состоящую из двух частей: центрального поля и каймы (полосы по краям). Основную декоративно – цветовую нагрузку несет центр ковра. Но это только в том случае, если кайма, обрамляющая ковер, относительно узкая. Если ковер окаймлен широкой полосой (рамкой), то кайма художественно дополняет центр и как бы берет на себя какую-то часть его нагрузки. Орнамент этих паласов геометрический: крупные ромбические фигуры, восьмиконечные звезды. Встречаются ковры с криволинейно – растительными узорами. Башкирские мастерицы ткали и ворсовые (длинноворсовые) ковры. Ткали их из льняных или хлопчатобумажных тканей. Ковровый узор создавался цветными шерстяными нитями, которыми через равные промежутки узлом связывали нити основы. Более четко, чем на безворсовых коврах выделяется центральное поле, обычно украшаемое крупными медальонами – гнездами, и кайма. Ворсовые ковры по размерам были несколько меньше, чем безворсовье и в их расцветке преобладал красно – коричневый фон.


 Башкирский орнамент


 
Орнамент одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор". Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок.
  О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.
  Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой"). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.

 
 
null Орнамент как явление национальной башкирской культуры

Башкирский орнамент - одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.
  Язычество с его магическими, тотемистическими и анимистическими представлениями оказало значительное влияние на орнамент, его содержание и форму. Принятие и распространение ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве. 
  По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров - ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, т. к. до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже - белый цвет холста. 

  Структура орнамента

 
Башкирский орнамент (как отдельные элементы, так и вся композиция) почти всегда симметричен. Композиция очень емко и образно рассказывает о восприятии мира людьми. Весь мир содержит явления, данные только в оппозиции: день - ночь, жизнь - смерть, свет-тьма, мужское - женское, левое - правое и т. д. Это показано через симметрию противостоящих фигур животных. Для того, чтобы противоположности во взаимной борьбе не уничтожили друг друга, необходим третий элемент композиции, их разграничивающий - золотая середина, точка отсчета, символическое изображение оси мира. Таким образом, в орнаменте отразились древние представления о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов. 
  Центральной в подобных композициях чаще всего являлась женская фигура, иногда изображение дерева. Порой центральное место занимал символический ромб. Такие замены неслучайны и логичны, так как и женская фигура (образ богини всего сущего), и дерево (древо жизни), и ромб (символ земли-пашни) - это символы плодородия, жизнедающего начала. 
  На башкирских хараусах можно встретить как сильно стилизованную антропоморфную фигуру в центре композиции, так и изображение дерева. 
  Композиция узоров башкирских хараусов многовариантна. Ее нельзя рассматривать как простое заимствование орнаментального сюжета. Соединение в одной композиции коней, дерева, человека, птиц не противоречит народным представлениям. "В башкирском фольклоре, - отмечает исследователь М. М. Сагитов, - в критических ситуациях конь принимает вид священного родового дерева тополя, могучие ветви которого поднимают героя на недосягаемую высоту и тем спасают от врага-преследователя. Мотив превращения коня в родовое дерево характерен для тюркско-монгольского эпоса". 
  Композиции с конями на хараусах интересны еще и тем, что в верхних углах композиции над конями симметрично расположены фигуры, обозначающие двух птиц, которые представляют небо. "В башкирском фольклоре,- отмечает М. М. Сагитов, - обычно изображаются три мира: небесный, земной и подземный или подводный. На земле живут обыкновенные люди, а подземный мир населен враждебными для людей и небожителей духами и чудовищами". Подобные композиции с двумя конями и птицами над ними, обращенными к центральной фигуре, встречаются не только у башкир, но и в чувашской и русской вышивке, в орнаменте финно-угорских народов. 
  В узорах на хараусах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир. Исламская культура обусловила высокую степень стилизации первоначально реалистических форм, что затрудняет "чтение" орнамента и реконструкцию древнейших представлений народа. 
  С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде, и на жилище. В одежде украшались орнаментом прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола. Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом одежды были отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий, швы же делались двойными, а у некоторых народов одежда вдоль швов дополнительно прошивалась цветными нитками. "Не случайно на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии швов и бортам одежды или по краям плоских изделий. В этом свете небезынтересно заметить, что общепринятые в башкирском языке древнетюркские термины для обозначения вышивки - сигеу, тайну - в их изначальном смысле восходят к понятиям "ограничивать", "обрамлять", "окаймлять" (из книги Н. В. Бикбулатова, Р. Г. Кузеева и С. Н. Шитовой "Декоративное творчество башкирского народа"). 
  В украшении жилища исходили из тех же представлений: "Мой дом - моя крепость", а потому в первую очередь надо украсить места возможного проникновения в дом злых духов. Украшались, прежде всего, ворота, ставни и наличники окон, а также края крыши. Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб - в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза. Треугольники-амулеты можно встретить в украшении обуви сарык, на женской одежде и на других предметах. Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий, было распространено у многих народов. Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае - на две. 

Значение орнамента в истории развития культуры

 Орнамент как явление национальной культуры преломляет в себе различные ее грани. Так как культура постоянно настроена на самовоспроизводство, то огромное значение имеет передача от поколения к поколению традиционных форм культуры. Давно забыты первоначальные трактовки тех или иных орнаментальных мотивов и сюжетов, но это становится уже неважным, когда передаются приемы и сюжеты от поколения к поколению, т. к. важным является сам факт преемственности. Преемственность - вот основное качество традиционной национальной культуры, благодаря которому некоторые сюжеты или элементы орнамента могут существовать, не изменяясь на протяжении столетий и тысячелетий. Такая устойчивость орнамента помогает при изучении ушедших в прошлое народных представлений, а также позволяет использовать его как исторический источник. Технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров зачастую являются концентрированным выражением истории народа: его происхождения, этнических процессов в период средневековья, древних и современных культурных взаимодействий с соседними народами. Роль орнамента в изучении истории Башкортостана значительна, т. к. архивные источники до XVI в. практически отсутствуют и невозможно, ориентируясь только на них, воссоздать историю народа. Орнамент на протяжении веков испытывает различные культурные влияния, заимствуя формы, в то же время в нем могут исчезать некоторые мотивы. Развитие орнамента - это очень сложный и медленный процесс. В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии. 
  Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны У других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные Для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.


   null