Чт, 25.04.2024, 09:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Свердловский областной Башкирский Центр

Убранство коня. Вооружение.

 
    null               
  Общеизвестна любовь башкир к лошадям. Не случайно, поэтому образ лошади играет видную роль в эпосе башкир, в их изобразительном искусстве, народных песнях. В этом плане показательна песня - предание башкир "Кара юрга” (Вороной иноходец). В прежние времена, говорится в ней, башкиры жили родами, егеты (женихи) одного рода, нарядившись в лучшие одежды и оседлав лучших скаковых лошадей, выискивали себе девушек в других родах. Когда такие девушки находились, начиналось сватовство. Таким образом, между родами возникали родственные связи, дружественные отношения. Это приносило мир и удовлетворение каждому роду.
  Некий прославленный егет Бурзянского рода, поется в песне, выехал на своем иноходце и высмотрел себе красивую девушку в соседнем Кубалякском роде. Вернувшись, домой, он заслал сватов к ее родителям и получил их согласие. Отец егета дал в числе махара (выкупа за невесту) табун лошадей и прославленного повсюду Вороного иноходца. Однако Кара – юрга начинает худеть на чужом подворье; он фыркает и ржет, без конца бьет копытами землю, поднимая клубы пыли. Невеста егета каждый день взбирается на иноходца, ездит на нем верхом, напевая в такт его рыси сочиненную ею песню, восхваляющую достоинства коня. 
  В один из погожих летних она облачается в роскошные одежды, надевает на себя украшения, кашму (женский головной убор, украшенный кораллами и серебряными монетами). Накинув на иноходца серебряную уздечку и серебряное седло, она отвязывает коня от белой коновязи и, вскочив в седло, решает погарцевать перед юртами. Однако, возбужденный иноходец уносит девушку в родные края, к дому своего прежнего хозяина.
Сородичи невесты пытаются догнать, но бесполезно – Вороной умчался как ветер. Тогда девушка взмолилась:

Гриву черную и длинную твою
Заплетать не стану, мой юрга
Спину круглую и мягкую твою
Я не трону плетью, мой юрга,
Не увози ж меня, невестку, на тебе верхом сидящую.
Хайт, Кара - юрга, Тайт, Кара – юрга.
Колья белые да в землю я вобью,
Но тебя не привяжу к ним, мой юрга
Я не трону плетью, мой юрга,
Не увози ж меня, невестку, на тебе верхом сидящую.


  На рассвете следующего дня Кара – юрга вернул невесту в дом будущего мужа. Пронзительным ржанием разорвал он утреннюю тишину, и хозяйские лошади дружно отозвались. Все люди проснулись и вышли из своих юрт. Увидев Вороного иноходца с девушкой - красавицей в седле, они двинулись в их сторону. Пытаясь успокоить разгоряченного иноходца, его молодой хозяин стал напевать так: 

Хей, копыта круглые, красивые.
Подкуем тебя мы, мой юрга,
Гриву твою длинную, красивую
Позументами украсим, мой юрга.
Опусти ж на землю ту, что на тебе верхом.
Хайт, Кара – юрга, Тайт, Кара – юрга.
Пусть твои копыта будут камня тверже, 
Подобьем тебе их, мой юрга,
Потник черный в бархате ли, в коже 
Вышивкой украсим, мой юрга.
Опусти ж на землю ту, что на тебе верхом.
Хайт, Кара – юрга, Тайт, Кара – юрга.
Холку черную и жесткую твою 
Позументом мы украсим, мой юрга, 
Твои уши, что с ракушками сравню,
В кисти уберем мы, мой юрга.
Опусти ж на землю ту, что на тебе верхом.
Хайт, Кара – юрга, Тайт, Кара – юрга.


  Большая часть жизни башкира проходила в седле. Башкирские лошади, неказистые с виду и мало подходившие для парадных выездов, были очень выносливыми и неприхотливыми. Верховой конь был самым древним традиционным транспортным средством. Верхом ездили мужчины и женщины, взрослые и дети. Русский писатель Сергей Аксаков писал: «…ездят верхом с утра до вечера по своим раздольным степям до тех пор, покуда зеленый ковыль, состарившись не поседеет и не покроется шелковистым серебряным пухом». 
  Лошадь давала высококачественное мясо. Конина издавна известна как диетический продукт и как эффективное средство для лечения ряда заболеваний. По калорийности и химическому составу она превосходит птичье, свиное и баранье мясо. В 1869 г. в работе «Конина, ее настоящее и будущее значение как питательного материала в экономическом быте русского народа» Г.Архангельский писал: «Сохранение человеческой жизни нужно ставить выше сохранения предрассудков. На конину следует смотреть как на драгоценное и дешевое лекарство».
  Далеко за пределами Южного Урала славился и поныне славится башкирский кумыс, традиционный высококалорийный и лечебный напиток из кобыльего молока. Им лечились как простолюдины, так и именитые ханы. И не только башкиры. Известно, например, что знаменитые писатели Л.Н.Толстой и А.П.Чехов лечились кумысом. Напиток этот, писал великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин, - в большом употреблении между всеми горскими и кочующими племенами Азии. Он довольно приятного вкуса и почитается весьма здоровым.
  Отношением башкир к лошадям объясняется и то, что в изготовление любой вещи, так или иначе связанной с лошадью, они вкладывали свою особую любовь и мастерство.
 null Самым почетным заказом для мастера было изготовить добротное и красивое седло. У башкир оно было в основном таким же, как у многих евразийских конных номадов и состояло из деревянного остова (ленчика) и двух лук – передней и задней. Передняя лука была выше, чем задняя и устанавливалась она круто, почти вертикально. Задняя лука обычно была наклонной. Ленчик и луки скреплялись ремнями, нитями из сухожилий. Башкиры старались декорировать переднюю луку. Ее головка оформлялась в виде щитка овальной формы и орнаментировалась с боков резными узорами из спиралей или розеток. Часто ей придавали форму птичьей головы, тогда седло силуэтом напоминало птицу. Орнаментировалась и задняя лука, но скромнее и лаконичнее.
null  Луки седла украшались металлическими накладками в виде полумесяца, орнаментированными серебряной насечкой или гравировкой. Узоры на накладках представляли стилизованные растительные мотивы или роговидные фигуры.К ленчику прикреплялись стремена, которые у башкир были преимущественно металлическими, хотя в обиходе были и деревянные, вырезанные из цельного капокорня или составленные из отдельных кусков. Деревянные стремена были легкими, поэтому они были незаменимыми при охоте верхом в зимнее время, их большей частью не орнаментировали, совершенством формы и тщательностью отделки они органически вписывались в общую композицию конского убранства.Седло на спине коня удерживалось широкой подпругой, нагрудником и потфеей (подхвостником). Они изготовлялись в основном из кожи, хотя встречались волосяные и мочальные. Ременные нагрудники и потфеи украшались посеребренными накладками из пластин и круглыми бляхами. Бляхи укреплялись на местах соединения ремней на груди и крупе коня. (Аналогия: в жилище орнаментировались все точки его связи с внешним миром, чтобы "чужое”, а значит враждебное, не проникло в него) Бляхи по форме (они были полусферическими) и по названию (по-башкирски - комбэз "купол”) напоминали юрту. Ученые не исключают, что форма блях навеяна поэтическом образом белой юрты в песенно – эпическом фольклоре кочевых народов.
 null Сбоку от седла по обе его стороны свисал чепрак, покрывавший бока коня. Чепраки в далеком прошлом орнаментировали аппликацией: крупные (чтобы было видно издали) тканевые узоры накладывали непосредственно на кошму. Украшались они парными двусторонними или односторонними завитками, квадратами и ромбами, которые широкой полосой занимали края, по углам размещались треугольником одиночные узоры. На войлочный чепрак обычно нашивали цветную ткань, которую орнаментировали аппликацией или вышивкой. Но ткань покрывала не всю его поверхность. Она нашивалась полосками по краям и четырехугольником в центре, тем самым поверхность чепрака, как и ковров, кошм и паласов в юрте или доме делилась на центральное поле и кайму. Цветными чепраками украшался конь невесты. При переезде из отчего дома в деревню жениха она ехала верхом на празднично убранном цветными чепраками коне. Невеста в нарядно орнаментированном традиционном костюме и с множеством украшений на празднично оседланном коне представляла собой единый ансамбль. 
  Башкиры в прошлом были не только скотоводами и охотниками. Время от времени они становились и воинами. Полукочевой образ жизни, вне всякого сомнения, способствовал развитию некоторых военных качеств. С другой стороны, жизнь по соседству с разноплеменными степными народами, широко практиковавшими карымту (кровная месть) и барымту (экономическая месть), нередко вынуждала этот миролюбивый по природе народ браться за оружие. Нередко в войнах наравне с мужчинами принимали участие и женщины. Преподаватель Уфимской духовной семинарии Василий Зефиров в середине XIX в. записал рассказы участника Отечественной войны 1812 г башкира Джантюри, который в составе башкирских полков победоносно вступил в столицу Франции. 

-А что, - спросил я, - хорош Париж?

-Славный город, больно славный! Какие бабы там, - прибавил он, смеясь, - бик якши ( с башкирского языка – очень хорошо). Только моя жена не пускала меня одного гулять… 

-Как жена, - прервал я его речь, - да разве и она была на войне?

-Была и медаль имеет.

Присутствовавший при этом разговоре Василия Зефирова с Джантюрой башкирский старшина уточнил: "Что, хазрет (с арабского – господин), ты шутишь с нами. Ты видел, как мои девки ездят верхом, только пику в руки, то и совсем казак, хоть какого удальца снесут с лошади”. (Башкирия в русской литературе. Т.1. Уфа. 1989. С.409)

  Силу диковинного и примитивного с точки зрения европейцев вооружения башкир испытали на себе многие европейские народы: поляки и шведы, пруссаки и французы, турки и другие. А вооружение их состояло из немногих предметов. Владимир Даль, участник военных походов Оренбургского генерал - губернатора Василия Перовского в Туркестан и казахские степи, к которым привлекались и башкиры, особо подчеркнув их обходительность и ласковость, писал: "В сражении башкирец передвигает колчан со спины в грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и со скоростью ветра посылает их одну за другой; при нападении низко пригибается к лошади и – грудь нараспашку, рукава засучены с пронзительным криком бросается на врага”. 

  Лук со стрелами был традиционным, но не единственным оружием у башкир. Издавна в бою они применяли пики и кистень, сабли и ружья. Уже упомянутый башкир Джантюри, вспоминая свое участие в Отечественной войне 1812 г., рассказывал Василию Зефирову: "В прежние времена башкирцы были не те, - бывало, назначат поход: кольчугу на себя, сверху синий кафтан, на голову белый колпак, за спину колчан со стрелами, к поясу пристегнуть саблю, в руку копье – и пошел, куда командир велит. В таком наряде я был на войне с французами и в их большом городе в Париже” (Башкирия в русской литературе…С.409) Башкирские полки участвовали в сражении под Лейпцигом, известном как "битва народов”. Французский генерал де Марбо в своих мемуарах писал об огромном впечатлении, произведенном на французов башкирскими конниками, которых за мастерское владение луками французы называли "амурами” (l'amour). "Эти новички, - писал наполеоновский генерал, - еще совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая превратить нас в бегство при первой встрече в самый день своего появления, в виду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей и мушкетов, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их наступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно”. Башкирские воины участвовали в изгнании французов из Гамбурга, Эрфурта, Берлина, Франкфурта-на-Майне и, как указывалось, победоносно вошли в Париж. И были награждены серебряными медалями "За взятие Парижа 19 марта 1814 года”, "В память войны 1812 – 1814 г.г.” и другими знаками отличия.

  Многое из вооружения башкир было универсальным. Лук со стрелами, пики, кистени, кремневые пистолеты и др. имели военное применение, и в то же время они были и охотничьим оружием. В будни ими украшали жилище. Развешанные по покрытым кошмами стенам юрты они олицетворяли богатство, зажиточность их владельца, были предметом его гордости.  Известно, что боевые лук и стрелы отличались от охотничьих. С.И.Руденко писал: "Башкирский боевой лук несколько отличается от охотничьего. Он всегда склеивался из двух пластин разнородного дерева, с внутренней стороны для прочности и упругости в нем бывали, подклеены по всей длине роговые пластины, а снаружи для предохранения от сырости он склеивался берестой. Лук этот небольшой, метр длины, довольно сильно изогнут, с отогнутыми концами, очень эластичен. Тетива боевого лука чаще всего шелковая. Хранился лук и возился в поход в кожаном налучнике, всегда украшенном тисненым орнаментом и железными бляхами, покрытыми серебряным чеканным узором" (Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии… С.24).

  Боевые стрелы, которые отличались от охотничьих главным образом формой своих наконечников, хранились и возились в кожаных колчанах по 15-25 штук в каждом. Как и налучники колчаны украшались железными пластинами и бляхами, покрытыми серебряной чеканкой.
  Башкиры высоко ценили свои боевые стрелы. Знаменитый партизан Отечественной войны 1812 г., писатель Денис Давыдов был свидетелем одного весьма забавного случая, приключившегося с французским офицером. "На перестрелке взят был в плен французский подполковник, которого я забыл имя. К несчастию, природа одарила его носом большого размера, а вследствие случайностей войны этот нос был пронзен насквозь стрелою, которая остановилась ровно на половине длины своей. Подполковника сняли с лошади и посадили на землю, чтобы освободить его от этого беспокойного украшения. Много любопытных, между коими несколько башкир, обступили страдальца. Но в то время, как лекарь, взяв пилку, готовился пилить надвое стрелу возле самого носа, так, чтобы вынуть ее справа и слева, что почти не причинило бы боли и еще меньше ущерба этой громадной выпуклости, - один из башкирцев, узнав оружие, ему принадлежащее, схватил лекаря за обе руки. "Нет, - говорил он, - нет, бачка, не дам резать стрелу мою; не обижай, бачка, не обижай! Это моя стрела; я сам ее выну". "Что ты врешь, - говорили мы ему, - ну, как ты вынешь ее?" 

  "Да, бачка, возьму за один конец, - продолжал он, - и вырву вон; стрела цела будет". "А нос?" - спросили мы. "А нос? - отвечал он, - черт возьми, нос?" Между тем подполковник, не понимая русского языка, угадывал, однако ж, о чем идет дело. Он умолял нас отогнать прочь башкира, что мы и сделали. Долг платежом красен: тут в свою очередь французский нос восторжествовал над башкирскою стрелою" (Башкирия в русской литературе… С.165 - 166).
  Орнамент на налучниках и колчанах был в гармоничном единстве с их формой и размером. "Большие пластины у основания колчанов и налучий своей формой повторяют очертания нижних краев этих предметов. По бокам идут узкие пластины с полосой орнамента из зигзагов или различных в ряд пальметок. С внутренней стороны пластины имеют профилировку в виде полукружий. В центральной части колчанов и налучий живописно разбросаны наподобие ярких звезд на темном фоне неба круглые орнаментированные бляхи разных размеров. Темно - коричневый цвет кожи с ее мягкой фактурой четко оттеняет серебристую поверхность бляшек, создавая эффект цветовых контрастов.
  Декоративное решение некоторых налучий целиком построено на этом принципе: они не имеют обрамления металлическими накладками; вся поверхность налучия представляет как бы уходящий за пределы предмета глубокий фон, на котором серебряные бляшки разбросаны гроздьями - созвездия. Контрастность темного и серебристо - белого положена в основу орнаментации и самих накладок" (Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Указ. соч. С.11)